Саммит АТЭС 2014
Анализ первых итогов Саммита АТЭС, прошедшего 10-11 ноября 2014 г. в Пекине позволяет сделать ряд предварительных выводов. Прежде всего, в документах Саммита следует отметить выдвижение членами АТЭС Плана по усилению взаимосвязанности в 2015-2025 гг., предусматривающего становление в регионе «целостного, всесторонне взаимосвязанного и интегрированного пространства». Настойчиво подталкивать тихоокеанские экономики к сближению должно расширение масштабов производства и взаимообмена, а главное – качественное повышение уровня торгово-инвестиционных, научно-технических и гуманитарных обменов. Совместно намечается искать пути борьбы с «ловушкой среднего дохода», т.е. преодоление ситуации, связанной с ослаблением факторов экономического роста при достижении рядом стран определенного уровня развития.
Таким образом, заявленные цели членов АТЭС выходят далеко за рамки ликвидации «протекционистских и других ограничительных мер», препятствующих развитию торговли в её традиционных формах, хотя и эта задача по-прежнему в повестке дня. Во всяком случае, члены АТЭС до 2018 г. согласились продлить мораторий на использование протекционистских барьеров.
Одобренные в Пекине приоритеты экономической политики в числе первоочередных задач предусматривают создание благоприятного климата для движения капитала, в том числе увеличение объема инвестиций в развитие промышленной, транспортной и социальной инфраструктуры. В свою очередь, обещана поддержка странами региона использования такого инструмента экономической политики как государственно-частное партнерство. Одновременно должны быть приняты меры, содействующие формированию и расширению сети производственно-кооперационных связей в промышленности, а также в сфере услуг. В частности, тихоокеанские государства намерены преодолевать узкие места и совершенствовать потенциал и эффективность региональных производственных цепочек. Так, уже в 2015 г. по параметрам стоимостных затрат и надежности перемещения товаров и услуг в регионе страны должны добиться повышения эффективности цепочек поставок на 10%. Для проведения дальнейших согласованных действий по поощрению кооперации намечается учредить Альянс АТЭС по региональным цепочкам поставок.
Устойчивость координации политики стран региона должно поддержать повышение степени институциональной взаимосвязанности стран АТЭС. В том числе, была выражена поддержка совместным усилиям по продвижению «интернет-экономики», для чего одобрено создание специальной группы для обсуждения связанных с этим вопросов, принятия конкретных мер и разработки поощрения сотрудничества в данной области. Особо следует отметить, что члены АТЭС поддерживают проект «интернет-экономики», включая «интернет-финансирование», не только исходя из чисто коммерческих соображений, но, одновременно, принимая во внимание социальную сторону «электронного предпринимательства». Речь идет о создании благоприятных условий для масштабного включения в деловые и международные связи таких уязвимых групп населения, как женщины, молодежь, лица с ограниченными возможностями и малоимущие.
В числе злободневных социальных проблем, которым члены АТЭС уделили первостепенное внимание, особо выделена борьба с пандемиями, в том числе с распространением вируса Эбола, противостоять чему предполагается, тесно взаимодействуя с африканскими государствами.
Наконец, в повестку дня экономической политики тихоокеанских государств предлагается включить меры, направленные на облегчение передвижения людей между странами-членами АТЭС. Сама постановка этого вопроса примечательна, поскольку регулирование миграционных процессов относилось к числу наиболее трудно обсуждаемых на предыдущих Саммитах.
Реализацию намеченного Саммитом плана усиления взаимосвязанности члены АТЭС видят в последовательном проведении шагов в рамках «дорожной карты», подготовленной Китаем и предусматривающей коллективные и согласованные действия тихоокеанских государств, направленные на последовательное превращение АТР в зону свободной торговли (ЗСТ).
Активизировать поиск тихоокеанскими странами решения проблем на региональном уровне побуждают неудовлетворительные итоги деятельности ВТО, критическая оценка которой была упомянута в документах пекинского Саммита.
Идея выработки унифицированных правовых условий, технологических и социальных стандартов, а также административных регламентов, обеспечивающих создание единой для членов АТЭС ЗСТ, была выдвинута еще на Саммите 2010 г. в Иокогаме. Однако потребовалось использование весомого переговорного потенциала Китая для вывода обсуждения этой проблемы на принципиально новый уровень и перехода к подготовке практических предложений по формированию Азиатско-тихоокеанской зоны свободной торговли (АТЗСТ). При этом в идею воплощения региональной зоны свободной торговли вносится ряд существенных корректив.
В связи с этим следует отметить, во-первых, закрепленное в Пекине намерение тихоокеанских государств реализовать концепцию АТЗСТ исключительно на добровольной основе не в рамках АТЭС, а в «параллельном» формате. Во-вторых, в принятых Саммитом документах отражено стремление учесть как уже реальные результаты действующих двусторонних и многосторонних соглашений о свободной торговле, так и наработки еще только намечаемых соглашений, в том числе Транс-Тихоокеанского партнерства (ТПП). В этом видится учет позиции США, играющих ключевую роль в продвижении проекта ТТП.
Таким образом, АТЭС ограничивается ролью заинтересованного, но внешнего для АТЗСТ разработчика концепций интеграционного сближения тихоокеанских государств. Учесть существующие наработки в рамках предложенной Китаем «дорожной карты» намечается в результате работы создаваемой членами АТЭС экспертно-аналитической группы. Заключительный доклад и предложения, подготовленные на основе консенсуса, намечается представить главам АТЭС в конце 2016 г.
Пекинский Саммит можно рассматривать, как демонстрацию возможностей Китая активно включиться в конкуренцию концепций развития интеграционных процессов в АТР, вступая в этом плане в соревнование, прежде всего, с США. Состоявшийся в Пекине Саммит – первый смотр прямой концептуальной состязательности США и Китая. Пока ни одна из сторон не добилась явного лидерства. Китай в полной мере воспользовался преимуществом «своего поля» и создал серьезный задел в сформированной Саммитом повестке дня будущих переговоров. В пользу США – включение в обсуждение наработок, сделанных в рамках подготовки ТТП (в том числе, относящихся к вопросам регулирования инновационных обменов и роли государства и госкорпораций во внешнеэкономических связях).
Важно, что развитие событий не пошло по линии нарастания противостояния АТЭС (с растущим китайским доминированием) и ТПП (с доминированием США). В конечном итоге, Саммит не только не завершился закреплением принципиального соперничества двух ведущих тихоокеанских экономических держав, но и оставил возможности достижения компромиссных решений. Добиться такого результата в предстоящие два года будет чрезвычайно трудно, но, похоже, Пекин и Вашингтон готовы продолжать поиск взаимовыгодного решения, хотя бы и в долгосрочной перспективе.
Россия, в лице президента Путина, подчеркнула свою приверженность интеграционным целям, заявленных АТЭС в Пекине, предлагая в ходе предстоящих дискуссий о будущем АТЗСТ принять во внимание принципы деятельности Евразийского экономического союза. При этом российский президент упомянул потенциальную угрозу разделения общего региона на отдельные, конкурирующие между собой объединения, а также недопустимость того, чтобы новые договоренности нанесли ущерб многосторонней торговой системе ВТО. Учитывая, что Россия пока не подписала ни одного соглашения о свободной торговле со странами АТЭС, перед российской внешнеэкономической дипломатией стоит сложная задача отстаивания российских интересов при формировании концепции АТЗСТ и подготовке пилотных договоренностей такого рода с отдельными странами, из которых в числе первых может стать соглашение с Вьетнамом. Однако России неизбежно предстоит отвечать на современные вызовы и искать возможности соответствовать в своей деятельности новым интеграционным тенденциям в АТР.
Федоровский А.Н., ИМЭМО РАН http://www.imemo.ru/