Из-за введенных санкций на военно-морской салон в Петербурге не пришел ни один иностранный корабль. Но их и раньше было не много. В 2013-м - два корабля из Нидерландов (подлодка и фрегат) да еще гидрографическое судно ВМС Польши. Перед этим - по одному фрегату из Нидерландов, Германии и США. В 2009-м (салоны морской техники в Петербурге проводятся раз в два года) приходили десантный корабль-док "Йохан де Витт" (те же Нидерланды), британский фрегат St. Albans, тральщики из Испании и Франции.
Причалы Морского вокзала и акватория у выставочного комплекса "Ленэкспо" на Васильевском острове не пустовали и в этом году. Было представлено около 40 новых кораблей, катеров и судов из состава ВМФ, Пограничной службы ФСБ России, МЧС и предприятий-участников.
Среди самых заметных - построенная на "Адмиралтейских верфях" новая дизель-электрическая подлодка "Старый Оскол". 3 июля на ней торжественно подняли Андреевский флаг. Вслед за аналогичными субмаринами "Новороссийск" и "Ростов-на-Дону", экипаж под командованием капитана II ранга Андрея Кириченко совершит межфлотский переход и будет служить на Черном море.
У того же причала, что и "Старый Оскол", выделялся современными надстройками корвет "Стойкий" (проект 22380). Его нельзя назвать кораблем-невидимкой в буквальном смысле, но материалы с минимальной радиоэлектронной заметностью, созданные по технологии "Стелс", в его надстройках использованы.
Военно-морской салон - это не только выставка на акватории и рядом с ней, на берегу, действующих кораблей, подводных и летательных аппаратов. Содержательная работа на протяжении пяти дней велась в выставочных павильонах. Только на стенде Объединенной судостроительной корпорации в макетах и 3D-презентациях можно было увидеть более 30 образцов новой техники. В том числе концепт боевого надводного корабля, малый фрегат "Русич-1", многоцелевой фрегат проекта 22356, дизель-электрическую подводную лодку проекта "Амур-1650" (ЦКБ "Рубин") и малую подводную лодку прибрежного действия "Пиранья-Т", созданную в известном проектном бюро "Малахит" там же в Петербурге.
Наряду с этими двумя КБ, занимающимися проектированием подводных лодок, есть еще одно - нижегородский "Лазурит". В советское время это проектное бюро было в числе лидеров и работало над многими авангардными проектами. Сейчас там создают глубоководные аппараты, в том числе спасательные. Визитная карточка нижегородцев - подводный аппарат "Бестер" - был представлен посетителям салона. Но сама экспозиция "Лазурита" оказалась где-то на обочине центральных показов подводной морской техники.
На международном морском салоне не мог не возникнуть вопрос, связанный с "Мистралями". Практически не осталось сомнений, что построенные во Франции десантные корабли-доки ВМФ России не получит. Сейчас решается вопрос о финансовых возмещениях. Однако нельзя сказать, что Москва оказалась в проигрыше. Специалистами Крыловского государственного научного центра разработан концепт-проект большого десантного корабля нового поколения. Его также можно относить к кораблям докового типа, которые несут на борту не только тяжелую боевую технику и вертолеты, но и плавучие платформы, позволяющие десантировать людей и технику на необорудованное побережье. Ко времени открытия салона на этот корабль не успели оформить так называемый паспорт экспортного облика. И зрители российский аналог "Мистралей" не увидели.
В свое время много говорилось о том, что на французском десантном корабле установлена очень продвинутая боевая система управления. Некоторые эксперты уверены, что именно из-за нее Вашингтон надавил на Париж и заблокировал выполнение контракта. В системе немало составляющих, сделанных в США.
Вариант с возможным отказом в передаче нам системы управления российскими специалистами рассматривался изначально. И концерну "Моринформсистема-Агат" было поручено разработать дублирующую систему управления - БИУС. По словам руководителя предприятия и генерального конструктора Георгия Анцева, система была создана, и она ни в чем не уступала той, что стояла на "Мистралях". Более того, сейчас создается новое поколение интегрированных систем боевого управления - ИСБУ. И по ряду параметров она превосходит те аналоги, что стоят на кораблях НАТО.
Тема замещения импортных поставок в судостроении проходила "красной нитью" во все дни работы Военно-морского салона. Вице-премьер Дмитрий Рогозин говорил об этом на открытии и на заседании Морской коллегии. А министр промышленности и торговли Денис Мантуров провел на ту же тему совещание в Крыловском научном центре.
Отмечалась главная особенность: замещать нужно не корабли как финишную продукцию отрасли ("Мистрали" можно считать исключением), а судовое комплектующее оборудование, поставляемое контрагентами. Вторая позиция - изделия электронной компонентной базы.
Для того чтобы увидеть весь спектр проблем, возникших по причине антироссийских санкций, и определить исчерпывающую номенклатуру изделий для импортозамещения, были организованы сбор и систематизация данных от всех головных разработчиков конечной продукции, разработчиков и поставщиков основного оборудования. Разработаны и утверждены план-графики по импортозамещению, за исполнением которых установлен строгий контроль. В тех же целях проводятся модернизация и техническое перевооружение предприятий отрасли, что позволит обеспечить высокое качество выпускаемых судов и поднимет производительность труда.
"Россия занимает второе место в мире по объемам построенных военных кораблей, - заявил Дмитрий Мантуров на совещании в Крыловском центре. - В настоящее время все планы государственной программы вооружения по поставкам кораблей для ВМФ выполняются в срок".
И модернизация мощностей на оборонных верфях четко увязана с планами минобороны, отметил министр.