Россия планирует нарастить объем экспорта зерновых культур за счет создания новых портовых мощностей по перевалке зерна ОЗК
01.12.2018
АО "Объединенная зерновая компания", как самое крупное профильное государственное предприятие, рассматривает вопрос строительства новых мощностей по портовой перевалке зерна в Азово-Черноморском бассейне, на северо-западе России и Каспии.
В частности, компания активно проводит реконструкцию новороссийского зернового терминала ПАО "Новороссийский комбинат хлебопродуктов" (НКХП):
Планы и новая стратегия развития компании будут анонсированы в ходе проведения бизнес-сессии "Порты и верфи России: новые точки роста экономики" 04 декабря в Новороссийске.
Для справки: АО "ОЗК" - вертикально интегрированный холдинг, созданный, в том числе, с целью реализации экспортного потенциала российского зерна на мировом рынке. Этот потенциал оценивается в 50 млн тонн в год, при том, что страна является зерновым нетто-экспортером. Основным стимулом для роста производства российского зерна в сегодняшних условиях является экспорт. Трейдерами зерна в АО "ОЗК" являются ОЗК ЮГ и филиал компании в Швейцарии GrainExport. Общие поставки российского зерна в Европу составляют 1 млн 600 тысяч тонн.
Высокие урожаи последних лет и увеличивающиеся объемы экспорта зерна способствовали активному строительству зерновых терминалов в морских портах России.
В прошлом году на НКХП компании было перевалено 6, 1 млн тонн зерна, в этом году планируется обработать тот же объем зерновых, а уже к 2019 году компания планирует достичь уровня перевалки в 7, 1 млн тонн и в перспективе - до 10 млн тонн. При определенных условиях ОЗК может увеличить перевалочные мощности даже до 15-18 млн тонн.
Новороссийск сегодня - это один из немногих глубоководных портов России на Черном море, и через него идут основные объемы перевалки зерна на экспорт. Но возможности самого по себе любого порта не безграничны. Именно эта проблема может стать естественным ограничителем строительства новых терминалов.
Кроме развития Новороссийского терминала ОЗК планирует обратить внимание на порты Тамани и Туапсе, а также на порты Азовского и Каспийского морей. Последние дают России выходы в Иран, Пакистан и Индию. Потребность в зерне в перечисленных странах велика, и это самое короткое логистическое плечо.
Руководство АО "ОЗК" считает, что заниматься надо в первую очередь не перевалкой зерна, а перевалкой муки и крупы, то есть продуктов глубокой переработки зерна. Для этого необходима модернизация оборудования не только на предприятиях холдинга, но и на других российских компаниях.
В развитии портовой инфраструктуры не стоит ограничиваться только Новороссийским портом. Перспективно развивать все направления.
В целом ситуация с портами Азово-Черноморского бассейна выглядит следующим образом:
Малые порты Азово-Черноморского бассейна в совокупности отгрузили в прошлом году почти 16 млн тонн, в том числе порт Кавказ – 5,2 млн тонн, а Туапсе и Тамань - 2,5 млн тонн и 3,9 млн тонн соответственно.
В свое время речь уже шла о серьезном развитии порта Тамани. ОЗК готова обсуждать свое участие в проекте.
В Туапсе необходимо развитие мощностей зернового терминала, удлинение внутрипортовой железнодорожной линии.
Глубины в порту Керчи доходят до 30 метров. В такой порт могут заходить корабли типа «панамакс» дедвейтом до 100 тыс. тонн на рейдовую перевалку.
Очень перспективными представляются порты Кавказ и Ростов для судов класса «река-море».
В целом, успешная работа новых терминалов во многом засисит от их универсальности для приема грузов как с автотранспорта и железной дороги, так и с барж и судов типа «река-море».
Есть еще один аспект развития портов - мы не используем большой потенциал реки Волга. Здесь сосредоточено примерно 50% сельскохозяйственного потенциала страны. Это огромный потенциал. В регионе выращиваются все виды продукции – от пшеницы до кукурузы. Урожай возможно покупать напрямую у сельхозпроизводителей в Самаре, Саратове, Казани, Волгограде и судами класса «река-море» везти в Иран, через Волго-Донской канал и Ростов, выходить на Черноморский бассейн, на Турцию и Грузию. Сейчас Правительством РФ выделено только из федерального бюджета (не считая региональных) 247 млрд рублей до 2025 года на очистку и дноуглубление русла Волги.
В свете вышеуказанного возникает вопрос о способах перевалки зерна. Имеющиеся порты обладают ограниченными возможностями для реконструкции. Точнее, реконструировать имеющиеся мощности возможно, но строить дополнительные мощности крайне сложно.
Портовые мощности России по перевалке зерна оцениваются сегодня в 28 миллионов тонн. При наращивании экспорта зерна свыше 50 млн тонн в год дефицит специализированных портовых элеваторных мощностей по перевалке зерна, как основного канала экспорта, составит около 20-25 млн тонн зерна. При этом до 5 млн тонн зерна перегружается неэффективным методом прямой перевалки зерна с вагона в судно на универсальных причалах.
Наиболее эффективным способом перевалки зерна является зерновой терминал.
Но есть еще и рейдовая перевалка. Эта технология в мире отработана. И у нас она абсолютно применима. Такая перевалка не требует дорогостоящей реконструкции портов.
При этом перевалка по малой воде стоит от 6 до 10 долларов за тонну, а в глубоководных портах доходит до 18-24 долларов.
В настоящее время АО "ОЗК" разрабатывает новую стратегию развития. Она предусматривает увеличение присутствия компании в портах и увеличение ее участия в экспортной составляющей.
С одной стороны, ОЗК будет и дальше прорабатывать те проекты, которые были начаты. Но при этом речь идет и об иных новых не менее перспективных инициативах.
Новая стратегия компании будет в значительной степени увязана с введением новых мощностей по перевалке зерна, по выполнению проектов, которые имеют длительный срок реализации.
В частности, нельзя не упомянуть о том, хоть это и не относится напрямую к теме новороссийской бизнес-сессии, что ОЗК рассматривает вопрос о развитии портовой инфраструктуры на северо-западе Российской Федерации. Там есть глубоководные порты, и погода там не так влияет на перевалку зерна, как на юге страны. При этом в портах черноморья практически нет естественных волноломов. А ставить настоящий волнолом на глубине 30-17 метров очень затратно.
Выход к морю через северо-западный регион поможет нарастить объемы экспорта производителям зерна Воронежской, Тамбовской, Липецкой областей и, в целом, всем регионам центральной России.
Главная задача ОЗК на данном этапе, как сказал врио генерального директора С. Королев: "Стать системным интегратором на рынке зерна в решении задач по развитию логистики, инфраструктуры этого рынка."
Компания должна увеличить свое присутствие в портовых терминалах, в объемах торговли зерном и не только зерном.
Создание новой стратегии ОЗК должно позволить компании правильно и своевременно интегрироваться в программу развития агропродовольственного экспорта и, в качестве государственной компании, посвятить себя достижению поставленных целей.
АО "ОЗК", как экпортная компания, должна стать лидером российского экспортного рынка. Для этого у нее есть хорошие заделы, которые надо развивать.
Примечание: Новость опубликована на основании тезисов выступления Исполнительного директора по транспортной логистике и инвестициям АО «ОЗК» Н.А. Архипова, подготовленного в рамках проведения новороссийской бизнес-сессии "Порты и верфи России: новые точки роста экономики" Форума СИ МБФ 04 декабря 2018 г.
Ключевые слова: ОЗК Новороссийск. Новороссийский комбинат хлебопродуктов. НКХП Новороссийск. Перевалка зерна Новороссийск. Перевалка зерна Россия. Зерновой терминал Новороссийск. Экспорт зерна из России.