Обеспечение безопасности судоходства на юге России
17.10.2024
Форумом СИ МБФ (SIMBF) проведены научно-практические исследования, направленные на обеспечение безопасности судоходства в Волго-Каспийском и Азово-Черноморском бассейнах. По результатам исследований определена необходимость проведения дноуглубительных работ на отдельных участках Волго-Каспийского канала, Керчь-Еникальского канала, акватории морского порта Керчь и подходах к нему.
В результате проведенных исследований установлено:
1. В марте-апреле 2024 года средняя реальная проходная осадка судов по Волго-Каспийскому каналу составляла 4,0 метра. Увеличение осадки даже на 0,1 метра способствовало посадкам на мель судов в районе п. Оля и в районе «Большого поворота» перед выходом в Каспийское море. В результате того, что проходные глубины были ограничены грузовые суда, осуществляющие международные рейсы из п. Астрахань и п. Оля недогружались в среднем на 20%, а также простаивали в ожидании погоды и проходных глубин в течении 2-7 дней.
Данный факт способствовал снижению экспортного грузооборота также примерно на 25%, недополучению прибыли предприятиями и снижению налоговых поступлений в бюджеты разного уровня.
Дополнительно это ограничивало расход пресной воды на судах, т.к. прием даже 10 т. воды в питьевые цистерны может увеличивать осадку судна на 5.0 см. Нехватка пресной воды на судне (средний расход 2-3 тонны в сутки) также негативно сказывается на санитарно-эпидемиологической обстановке на борту, моральном климате в экипаже и в конце-концов на престиже морских специальностей - потенциальном кадровом голоде отечественных судоходных компаний.
1. В марте-апреле 2024 года средняя реальная проходная осадка судов по Волго-Каспийскому каналу составляла 4,0 метра. Увеличение осадки даже на 0,1 метра способствовало посадкам на мель судов в районе п. Оля и в районе «Большого поворота» перед выходом в Каспийское море. В результате того, что проходные глубины были ограничены грузовые суда, осуществляющие международные рейсы из п. Астрахань и п. Оля недогружались в среднем на 20%, а также простаивали в ожидании погоды и проходных глубин в течении 2-7 дней.
Данный факт способствовал снижению экспортного грузооборота также примерно на 25%, недополучению прибыли предприятиями и снижению налоговых поступлений в бюджеты разного уровня.
Дополнительно это ограничивало расход пресной воды на судах, т.к. прием даже 10 т. воды в питьевые цистерны может увеличивать осадку судна на 5.0 см. Нехватка пресной воды на судне (средний расход 2-3 тонны в сутки) также негативно сказывается на санитарно-эпидемиологической обстановке на борту, моральном климате в экипаже и в конце-концов на престиже морских специальностей - потенциальном кадровом голоде отечественных судоходных компаний.
2. В настоящее время средняя реальная проходная осадка судов в акватории Керченского рыбного порта составляет 4,8 метра. Увеличение осадки способствует потенциальным посадкам на мель судов в порту и на выходе в Черное море. В результате того, что проходные глубины ограничены, грузовые суда, осуществляющие международные рейсы из порта недогружаются в среднем на 25% (в зависимости от типа груза/типа и проекта судна). Также существует проблема с приемом пресной воды для экипажей из-за ограничений по осадкам.
Портовые мощности могут обеспечить загрузку морских судов большего тоннажа, но из-за ограничений по глубинам/осадкам не могут себе этого позволить.
Результаты исследований SIMBF направлены в Министерство транспорта Российской Федерации.
В настоящее время подведомственным Росморречфлоту ФГУП «НИКИМП» выполняются работы по подготовке проектной документации, после их завершения и получения соответствующих разрешительных документов ФГУП «НИКИМП» приступит к проведению дноуглубительных работ в акватории морского порта Керчь.